Календарный учебный график – это документ, который определяет общий план учебного процесса. Его задача – раскрыть последовательность освоения элементов учебного плана программы профессиональной переподготовки.
В календарном учебном графике указана последовательность реализации ДППП, включая теоретическое и практическое обучение, промежуточную и итоговую аттестацию. Календарный учебный график обеспечивает организацию учебного процесса ИГИСП при освоении ДППП и формируется на учебный год на основе требований образовательного стандарта института к срокам освоения и учебному плану. Срок освоения ДППП «Психологическое консультирование и ведение групп» составляет 10 месяцев.
Блок, дисциплина | Содержание программы | Теория | Практика | ||
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ | |||||
Блок общепрофессиональной подготовки | |||||
Введение в профессию | Аннотация
Форма обучения: очная Цели освоения дисциплины: формирование у обучающихся представления о профессии психолога, рефлексии и роли специалиста в психологической помощи себе и окружающим. Место дисциплины в структуре ДППП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: УК-2, УК-3, УК-7, УК-9, УК-11. В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: − знать особенности психологической профессии, её требования к личности, компетентности и понимать цели содержания и процесса обучения на программе переподготовки; − иметь четкое представление о соотношении житейской и научной психологии в деятельности практического психолога; − уметь самостоятельно совершенствовать свою компетенцию и личностные качества в соответствии с профессиональными требованиями к психологам Общая трудоемкость дисциплины составляет 16 ч., в том числе: — аудиторных занятий – 4 ч., — самостоятельной работы – 12 ч. Форма промежуточной аттестации: зачет |
||||
Содержание аудиторной работы
· Определение понятий «профессия», «профессиональная деятельность», «профессионал». · История становления профессии «психолог». · Профессионально важные качества психолога. · Требования профессии к личности психолога. |
2 | — | |||
Самостоятельная работа
· Выполнение заданий рабочей тетради: · Теоретический анализ материала по теме «выбор профессии и общее представление о профессии». Анализ существующих сегодня понятий «профессия», «профессиональная деятельность», «профессионал» и определение того, которое на взгляд обучающегося является наиболее полным. Обоснование позиции. · Выполнение самодиагностики: профориентационный тест Климова. Анализ результатов с точки зрения жизненного и профессионального опыта. Определение своих сильных сторон в профессии «психолог-консультант». · Теоретический анализ темы «Житейская и научная психология». Решение задачи о соотношении житейского и научного опыта в деятельности практического психолога. · Теоретический анализ темы «Психология как профессия». Профессиональная подготовка психолога. Определение соотношения научного и практического в процессе обучения психологии. Определение личной стратегии обучения. · Теоретический анализ темы «Психолог как профессионал». Личностная направленность специалиста-психолога. Профессиональная рефлексия. Я-концепция психолога. Профессиональная позиция психолога. Принципы профессиональной деятельности психолога. Профессиональная компетентность: специальная, социальная, личностная, индивидуальная. модель эффективного психолога-консультанта. Профессиональное мышление и профессиональная рефлексия. · Выполнение тестов с последующим заключением. · Самодиагностика: карта интересов, ДДО, опросник профессиональных интересов, опросник профессиональных склонностей. |
4 | 8 | |||
Промежуточная аттестация (зачет):
· Защита тетради самостоятельной работы, · Решение практических задач. |
— | 2 | |||
Общая и социальная психология | Аннотация
Форма обучения: очная Цели освоения дисциплины: формирование у обучающихся представления об общей и социальной психологии как междисциплинарной области знания, изучающей закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные фактом их группового членства и отношением к социальному влиянию. Место дисциплины в структуре ДППП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: УК-1, УК-2, УК-11, ПК-1, ПК-19, ПК-22 В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: — знать предмет и задачи общей и социальной психологии, их место в системе наук; — понимать основные психические процессы, явления и состояния человека, различные аспекты функционирования личности, а также закономерности социального влияния на неё; — уметь применять полученные знания на практике, устанавливать связь теоретических знаний с практической деятельностью психолога. Общая трудоемкость дисциплины составляет 54 часа, в том числе: — 16 ч. аудиторных занятий, — 38 ч. самостоятельной работы студентов. Форма промежуточной аттестации: экзамен |
||||
Содержание аудиторной работы
· Введение в психологию. Классификация психических явлений. Центральная нервная система как основа функционирования психики. Психические процессы. Ощущение и восприятие как процессы познания мира. Представление. Мышление и его особенности. Операции и виды мышления. Память как сложная психическая деятельность. Внимание и его роль в познавательных процессах. Воля и волевые свойства личности. Эмоции как сложный психический процесс. Классификации эмоций. Эмоциональные феномены. · Психические состояния. Состояние тревоги. Настроение и его природа. Факторы управления психическими состояниями. · Личность, индивид и индивидуальность. · Социальные роли личности. · Социальная психология групп. Виды групп и их функции. Социально-психологический климат группы. · Социальная психология общения. Коммуникация как обмен информацией. Социальная категоризация и стереотипизация. |
8 | 2 | |||
Самостоятельная работа
· Заполнение рабочей тетради. · Теоретический анализ предложенного материала по темам «Место психологии в системе наук», «Структура психологической науки и её задачи». · Решение аналитической задачи. · Заполнение таблицы «Отрасли психологии». · Написание основных тезисов по темам «История развития психологии», «Развитие отечественной психологии». · Анализ и конспектирование материала по теме «Методы исследования психических явлений». · Изучение темы «Темперамент», составление конспекта, самодиагностика темперамента и анализ результатов тестирования. · Теоретический анализ материала по теме «Характер. Акцентуации характера», конспект материала, самодиагностика черт характера и анализ полученных результатов. · Конспект материала по теме «Мотивационные свойства личности», прохождение самодиагностики и анализ её результатов. |
20 | 14 | |||
Промежуточная аттестация (экзамен):
тест, защита тетради самостоятельной работы. |
4 | 2 | |||
Психология развития и возрастная психология | Аннотация
Форма обучения: очная Цель: формирование у обучающихся научно обоснованного представления об основных закономерностях возрастного психического развития. Место дисциплины в структуре ДПП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: УК-1, УК-2, ПК-1, ПК-22 В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: Знать: — основные теории психического развития; — механизмы и закономерности психического развития; — основные периодизации психического развития; — особенности развития человека в различные возрастные периоды; — нормативные возрастные кризисы, признаки благоприятного и неблагоприятного протекания возрастного кризиса; — специфику социальной ситуации развития и ведущей деятельности, типичных для различных возрастных периодов. Уметь: — применять полученные знания для критического анализа психологических теорий и для объяснения результатов исследовательских работ; — определять условия, способствующие и препятствующие полноценному психическому развитию человека в конкретном возрастном периоде; — использовать полученные знания для оказания консультативной помощи родителям, воспитателям, учителям и др. Владеть: — системой базовых понятий и категорий возрастной психологии; — приемами определения специфики развития в различные возрастные периоды; — методами сбора первичной информации о развитии ребенка. Общая трудоемкость дисциплины составляет 56 часов, в том числе: — 16 ч. аудиторных занятий, — 40 ч. самостоятельной работы студентов. Форма промежуточной аттестации: экзамен |
||||
Содержание аудиторной работы
· Психология развития и возрастная психология. Задачи психологии развития и возрастной психологии как науки. Основные категории психологии развития. · Развитие: формы, области, факторы, принципы и закономерности. Виды психического развития. Факторы психического развития. Закономерности и механизмы психического развития. · Основные разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология). · Общие характеристики каждого возрастного периода: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и новообразования. |
8 | 2 | |||
Самостоятельная работа
· Проблема возраста. Периодизация психического развития. Выполнение контрольных заданий по теме. · Составление таблицы «Возрастные периоды и кризисы» · Анализ материала по теме «Краткий исторический очерк развития детской психологии. Ранние теории психического развития», составление опорного конспекта. · Изучение и анализ материала по теме «Современные теории психического развития». · Выполнение задач по теме теорий психического развития: взгляды психоанализа, теории научения, когнитивные теории психического развития, гуманистическая психология развития, теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского и современная отечественная психология развития, · Анализ возрастных этапов на основе личного опыта обучающегося. · Заполнение таблицы «Особенности психического развития на разных возрастных этапах». |
20 | 20 | |||
Промежуточная аттестация (экзамен):
Тест, защита тетрадей самостоятельной работы |
4 | 2 | |||
Основы клинической психологии и психиатрии | Аннотация
Форма обучения: очная Цель: создание у обучающихся общих представлений о феноменологии психических нарушений в психиатрической, соматической клиниках, а также о широком спектре «предболезненных форм» и затруднений в процессе адаптации, которые попадают в сферу профессионального внимания психологов-консультантов; Место дисциплины в структуре ДПП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: УК-1, УК-3, ОПК-16, ПК-2, ПК-22 В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: — знать сферу применения клинической психологии в практической деятельности психолога-консультанта, ее общие теоретические основы и категориальный аппарат; — иметь представление о феноменологии психических нарушений в психиатрической, соматической клиниках, а также о широком спектре «предболезненных форм» и затруднений в процессе адаптации, которые попадают в сферу профессионального внимания психолога-консультанта; — знать понятия «норма» и «патология», о специфику основных групп психических расстройств, роли психолога в полибригадной команде. — уметь осуществлять теоретический анализ проблем, связанных с вопросами психического здоровья, дезадаптацией человека, с функционированием людей с ограниченными возможностями, с расстройствами психики при различных заболеваниях; — владеть конструктивными приемами выдвижения предположений и понимания запросов к специалистам по психиатрии и клинической психологии в рамках необходимости решения комплексных практико-ориентированных задач. Общая трудоемкость дисциплины составляет 60 часов, в том числе: — 20 ч. аудиторных занятий, — 40 ч. самостоятельной работы студентов. Форма промежуточной аттестации: зачет |
||||
Содержание аудиторной работы
· Клиническая психология: между психологией и медициной. · История, предмет и современное состояние. Общая и частная патопсихология для психологов. Нейропсихология. Психосоматика. Психодиагностика. · Модели психической нормы и патологии. Психиатрия для психологов. · Классификации психических расстройств. Теоретические модели основных психических расстройств. · Основные группы психофармакотерапевтических препаратов. Консультирование, психологическая коррекция и психотерапия. |
16 | 2 | |||
Самостоятельная работа
· Ознакомление с темой «Общая характеристика клинической психологии» и составление опорного конспекта по ней. · Изучение темы «Взаимосвязь клинической психологии с другими науками» и составление таблицы или схемы (на выбор обучающегося). · Исследование темы «Этика в клинической психологии», осуществление анализа этических медицинских моделей применительно к профессиональной деятельности психолога-консультанта. · Ознакомление с темой «Патопсихология. Особенности и задачи патопсихологического исследования. Порядок проведения патопсихологического исследования» и анализ материала с точки зрения профессиональной деятельности психолога-консультанта. · Изучение темы «Расстройства психических процессов», составление глоссария по теме и выводов. · Основы психологического воздействия в клинике. Психологические, клинико-психологические и психотерапевтические вмешательства. · Психологическая коррекция. · Психологическое консультирование. · Проведение самодиагностики и написание заключения. |
24 | 16 | |||
Промежуточная аттестация (зачет):
Тест, защита тетради самостоятельной работы |
— | 2 | |||
Психодиагностика и экспериментальная психология | Аннотация
Форма обучения: очная Цель: овладение основными понятиями, методами психодиагностики, профессионально-этическими принципами и нормативами диагностической и экспериментальной деятельности психолога. Место дисциплины в структуре ДПП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: Знать: — основные теоретико-методологические и этические принципы конструирования и проведения психодиагностического исследования и обследования; — понимать специфику, структуру и модели построения психодиагностического процесса; — знать принципы построения и конструктивную специфику средств психодиагностического измерения (психометрики); — знать специфику выбора адекватных методов решения, особенности интерпретации полученных результатов и построения психодиагностического заключения; — понимать, как профессионально сформировать психодиагностическую батарею; — понимать процедуру определения надежности и валидности психодиагностического средства; — знать основные понятия экспериментальной психологии и сущность экспериментального метода; — понимать специфику планирования и организации экспериментального исследования; — знать принципы и методы сбора, обработки и наглядного представления статистической информации; уметь: — организовать и провести психологическое исследование и правильно оформить, и представить результаты своего исследования; — проводить простейшие математические процедуры обработки данных исследования, — определять адекватность использования метода исследования и связь полученных в ходе исследования данных с методом их получения; — уметь четко формулировать объект, предмет, цель и задачи экспериментального исследования; — планировать экспериментальное исследование в соответствии с экспериментальным планом; — планировать процесс математико-статистической обработки экспериментальных данных, делать обоснованный выбор критерия в зависимости от специфики исследования; владеть: — навыками проведения универсальных психодиагностических методик, — навыками интерпретационной работы с разного рода данными (анамнестическими, феноменологическими, психометрическими), полученными в ходе психодиагностической деятельности. — необходимыми способами действий экспериментатора в эксперименте; — приемами общения с испытуемыми;
Общая трудоемкость дисциплины составляет 52 часов, в том числе 12 ч. аудиторных занятий, 40 ч. самостоятельной работы студентов. Форма промежуточной аттестации: зачет |
||||
Содержание аудиторной работы
· Психодиагностика. · Место психодиагностики в системе психологического знания. Понятие, предмет, задачи. Основные виды классификации психодиагностических методов. Психологическая диагностика как направление практической работы психолога. · Основные критерии оценки методик: валидность, надежность, достоверность. Основные этапы стандартизации теста. · Структура психологического заключения в практической психодиагностике. · Диагностика интеллекта, познавательных процессов, креативности, индивидуальных черт, способностей, межличностных отношений. Проективная диагностика. |
6 | 2 | |||
Самостоятельная работа
· Роль и место экспериментальной психологии в системе психологического знания. Виды эмпирических исследований. Классификация методов в зависимости от реальности, с которой взаимодействует исследователь. · Организация психологического эксперимента. Краткая характеристика этапов. Межгрупповая и внутригрупповая экспериментальные схемы. · Проблемы и этика экспериментальных исследований. · Понятие валидности эксперимента · Этапы системного анализа данных. Первичный анализ данных. · Основы проверки статистических гипотез. Уровни статистической значимости. · Параметрические и непараметрические методы сравнения выборок. Корреляционный анализ. |
26 | 14 | |||
Промежуточная аттестация (зачет): тест, защита тетради самостоятельной работы | — | 2 | |||
Блок профессиональной подготовки | |||||
Основы психологического консультирования и психотерапии | Аннотация
Форма обучения: очная Цель: ознакомление студентов с особенностями психологического консультирования и психотерапии, с их основными подходами и методиками. Место дисциплины в структуре ДПП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: ОПК-9, ОПК-10, ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: — знать особенности форматов консультативной и психотерапевтической работы, их сходства и различия, возможности и ограничения, методы и технологии, — понимать особенности индивидуального и группового формата консультирования и психотерапии их сходства и различия, возможности и ограничения; — знать методы и технологии психологического консультирования в разных темах, при разных запросах и проблемах клиентов; — понимать особенности форматов (очного и дистанционного) консультативной работы, их сходства и различия, возможности и ограничения. — уметь выбирать техники и инструменты в соответствии с индивидуальными особенностями клиентов; осуществлять основные процедуры оказания психологической помощи с учетом индивидуальных особенностей клиентов и существующего контекста проблемы. — владеть основными консультативными и психотерапевтическими технологиями для решения прикладных задач в различных областях профессиональной практики, — уметь осуществлять психологическое сопровождение, нацеленное на повышение качества жизни, психологического благополучия и психического здоровья людей (в том числе с помощью цифровых технологий). В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: Общая трудоемкость дисциплины составляет 210 часов, в том числе 100 ч. аудиторных занятий, 110 ч. самостоятельной работы студентов. Форма промежуточной аттестации: зачет |
||||
Содержание аудиторной работы
· Введение в курс. Определение понятий «психологическое консультирование» и «психотерапия». Отличительные черты. · Первичное интервью в психологическом консультировании. · Динамика терапевтического процесса (первичный контракт, сопротивление, кризисы, заверешение). Клиент-терапевтические отношения. Установление терапевтического альянса. · Дизайн терапевтической сессии (к сеттингу). Психотерапевтические границы, сеттинг, контрактирование · Проекция, перенос и контр-перенос в клиент-терапевтических отношениях · Психологическое вмешательство в ситуации кризиса. · Понятие кризиса, виды (экстремальная ситуация/этап личностного развития/нормативные кризисы). Стратегии работы с каждым видом кризиса. Практическая работа. · Основы онлайн консультирования и психотерапии. · Взаимодействие с родственниками в ситуации работы с зависимыми клиентами и клиентами с психитарическими диагнозами. · Что такое созависимость, характеристики. Развитие созависимости. Терапия созависимости. Дети больных зависимостью. Псих образование родственников психически больных людей, группы поддержки и горячие линии. Закон о принудительной госпитализации. · Профилактика выгорания помогающего специалиста. Стратегии, ведущие к выгоранию. Признаки выгорания. Способы профилактики. Личные и профессиональные опоры терапевта. Практика. · Работа с аффективными состояниями клиента. Понятие аффекта. Стратегии поведения в аффекте. Работа с гневом, печалью, тревогой в краткосрочной и долгосрочной терапии. Развитие навыков отреагирования и саморегуляции (телесные, когнитивные). Устойчивость терапевта. Отработка навыков. · Работа с темой сепарации в психотерапии. Что такое сепарация, типы психологической сепарации по Дж.Хоффману: эмоциональная, аттитьюдная, функциональная, конфликтная. Последствия незавершенной сепарации. Сепарационная тревога, кризис, выгоды несепарированности . · Психодрама несепарированных отношений в диаде: «мать-дочь», «отец-сын», «мать-сын», «отец-дочь». Трансгенерационная травма сепарации. · Экзистенциальные аспекты психотерапии. · Понятия экзистенции, вброшенности, здесь-и-сейчас. Экзистенциальные данности: одиночество, смерть, бессмысленность и свобода и их проявленность в терапевтическом процессе. Практическая работа участников с каждой из данностей. · Особенности консультирования клиентов с разной организацией личности. · Практикум взаимодействия терапевта и клиента |
40 | 58 | |||
Самостоятельная работа
1. Отработка навыков в рамках изучаемых тем. 2. Работа с тетрадью самостоятельной работы по темам: · Изучение темы «Специфика психологического консультирования. Цели и задачи психологического консультирования», разработка опорного конспекта. · Ознакомление с темами: виды психологического консультирования; пространственная и временная организация консультативного процесса; этапы ведения консультативной беседы; этические аспекты психологического консультирования. · Изучение тем, касающихся специальных проблем психологического консультирования: · Особенности консультирования «немотивированных», враждебно настроенных, агрессивных, тревожных, обсессивных, истерических, асоциальных, шизоидных клиентов. · Особенности консультирования при параноидальных, психосоматических расстройствах личности. · Консультирование при переживании вины. · Консультирование клиентов с депрессией и суицидными намерениями. · Консультирование в случае смерти близкого человека. Переживание утраты при разводе. Особенности консультирования плачущих клиентов. |
36 | 75 | |||
Промежуточная аттестация (зачет):
Тестирование, защита тетрадей самостоятельной работы |
— | 2 | |||
Утраты, травма, работа горя | Аннотация
Форма обучения: очная Цель: формирование представлений об оказании психологической помощи при состоянии острого горя при утрате близкого, а также об особенностях работы с ПТСР и КПТСР. Место дисциплины в структуре ДПП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: ОПК-6., ОПК-7, ОПК-10, ОПК-11, ПК-3, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11. В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: — знать основные понятия кризисной психологии и принципы кризисной помощи; — понимать специфику оказания психологической помощи при утрате ребенку и взрослому; — знать, что такое травма, ее виды и особенности работы с ней; — уметь диагностировать различные кризисные состояния; — уметь составлять программу психологической помощи лицам при состоянии острого горя; — владеть навыками осуществления стандартных базовых процедур оказания индивиду кризисной психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий; — умение составлять программу психотерапии при ПТСР, КПТСР. Общая трудоемкость дисциплины составляет 44 часов, в том числе 20 ч. аудиторных занятий, 24 ч. самостоятельной работы студентов. Форма промежуточной аттестации: зачет |
||||
Содержание аудиторной работы
· Шоковая травма и травма развития. Определение ПТСР и КПТСР. · ПТСР. Психофизиология травмы ПТСР. Механизмы образования ПТСР. Симптомы и диагностика ПТСР. · Терапевтические условия для работы с ПТСР, стратегии, методы и задачи работы с ПТСР. Структуры личности и его влияние на формирование ПТСР. · Готовность психолога-консультанта к работе с ПТСР. · КПТСР. Причины возникновения КПТСР. Признаки КПТСР. (Эмоции и аффекты, поведенческие и ментальные особенности). · КПТСП и ПРЛ. Сходство и отличие. · Цели и задачи терапии комплексной травмы. · Особенности Эго-идентичности клиента и процесс ментализации при травме. · Триггеры и причины ретравматизации при работе с ПТСР и КПТСР. Как избежать ретравматизацию. |
16 | 2 | |||
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа предусмотрена в рамках тем и направлена на отработку навыков. |
— | 24 | |||
Промежуточная аттестация (зачет): тест | — | 2 | |||
Основы сексологии | Аннотация
Форма обучения: очная Цель: формирование системы общих теоретических знаний о сексологии и их роли в профессиональной деятельности психолога-консультанта. Место дисциплины в структуре ДПП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: УК-1, УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-16 знать: — основные положения и понятийный аппарат сексологии, а также историю ее развития как науки; — общие вопросы сексологии, концепции нормальной сексуальности у мужчин и женщин. — основные теоретические аспекты, характеризующие различия мужской и женской сексуальности в определенные возрастные периоды жизни человека; — психосексуальное развитие человека в норме и его девиации; — психосоциальные основы сексуальности; — актуальные проблемы организации сексологической помощи, психологического консультирования партнеров при наличии сексуальных дисфункций; уметь: — использовать теории современной сексологии и сексопатологии для психопрофилактики сексуальных дисфункций; — выделять психологическую проблематику партнеров при различных видах сексуальной дисгармонии; — разрабатывать обоснованные психологические рекомендации практического характера на основе теоретических и прикладных исследований; В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: Общая трудоемкость дисциплины составляет 34 часов, в том числе 8 ч. аудиторных занятий, 26 ч. самостоятельной работы студентов. Форма промежуточной аттестации: зачет |
||||
Содержание аудиторной работы
· Сексология как наука. Основные этапы становления. · Сексуальное здоровье человека. · Этапы формирования сексуальности. · Половое самосознание, стереотип полоролевого поведения, психосексуальная ориентация. · Возрастные особенности сексуальности. · Цикл сексуальной реакции (половой цикл). · Любовь и сексуальность. · Классификация сексуальной дисгармонии. Характеристика и коррекция ее отдельных вариантов. · Принципы и концепция полового воспитания. |
8 | — | |||
Самостоятельная работа
· Психосексуальная культура: от канонов к проектам. · Пол и половое сознание. Психосексуальная культура и половое сознание. · Половая социализация на донаучных этапах. История сексологии. Сексуальная революция. · Предмет сексологии. Понятия и термины. · Принципы полового диморфизма. Половые роли. Половая идентичность. Психология пола и культура. · От зачатия до личности: об общих закономерностях и принципах психосексуальной дифференциации. · Принципы и модели психосексуальной дифференциации. · Внутриутробная половая дифференцировка. После рождения, половая дифференцировка мозга. В чужой роли. · Сексуальное развитие дошкольников. Родительские предположения и поведение. Полоролевая типизация поведения: в семье и вне семьи. · Сексуальное развитие младших школьников. Пол и начало обучения в школе. Полоролевая социализация и семья. Половая гомогенизация. Пол и характер личности. Сексуальное поведение. · Сексуальное развитие подростков. Биологическое созревание. Переживания физического развития. Половые роли и «образ Я». Сексуальное поведение. Формирование сексуальной ориентации. Пол и сексуальное сознание. · Место психотерапии в сексологическом лечении. · Принципы коррекции нарушений психосексуального развития. · Психотерапия мужчин. Психотерапия тревожного ожидания сексуальной неудачи и коитофобии. Модификация неадекватных убеждений и установок в отношении половой жизни, коррекция дисфункциональных схем мышления. Проработка интрапсихических конфликтов. · Психотерапия нарушений межличностных отношений в паре. Коррекция дисгармоничного сексуального взаимодействия в паре. |
16 | 10 | |||
Промежуточная аттестация (зачет): тест | — | 2 | |||
Этика в психологическом консультировании | Аннотация
Форма обучения: очная Цель: формирование системы представлений о профессиональной этике и нормативном регулировании деятельности психолога-консультанта. Место дисциплины в структуре ДПП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: УК-1, УК-2. УК-3. УК-11. ОПК-14. В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: — знать теоретический анализ проблем, связанных с профессиональной этикой, — понимать особенности психологических границ, нормативного регулирования деятельности практического психолога; — понимать основы формирования взаимодействия с клиентами с учетом профессиональной этики; — уметь организовать взаимодействие с пациентами (клиентами) с учетом профессиональной этики; — уметь составить план психологической помощи с учетом этических границ компетенций психолога Общая трудоемкость дисциплины составляет 14 часов, в том числе 4 ч. аудиторных занятий, 10 ч. самостоятельной работы студентов. Форма промежуточной аттестации: зачет |
||||
Содержание аудиторной работы
· Что такое профессиональная этика. Система профессиональных моральных норм. · Условие необходимое, но недостаточное. Три равнозначные мишени защиты: клиенты, психологи, профессиональное сообщество. · Базовые этические принципы (компетентность, ответственность, уважение, честность). Этический кодекс. Этическая дилемма. Модель решения этической дилеммы. |
2 | — | |||
Самостоятельная работа
· Изучить профессионально-этический кодекс психолога. · Выбрать 10-15 пунктов из кодекса и описать, почему важно соблюдать их и что будет, если этого не сделать. · Написать эссе на тему этики в психологическом консультировании. |
10 | — | |||
Промежуточная аттестация (зачет)
Тестирование, защита самостоятельной работы. |
— | 2 | |||
Основные направления психотерапии | Аннотация
Форма обучения: очная Цель: ознакомление обучающихся с психотерапевтической деятельностью психолога-консультанта, различными методами психотерапии, их теориями, технологиями и техниками. Место дисциплины в структуре ДПП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11. В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: — иметь представление о разнообразии методов психотерапии; — знать основные методы психотерапии, их концептуальные основы, историю возникновения, технологию проведения психотерапии; — понимать показания и противопоказания к методу, перечень задач, на решение которых направлен тот или другой метод; — знать инструментальное разнообразие в рамках разных методов психотерапии; — владеть навыками построения терапевтических отношений; — уметь проводить базовые техники и технологии в рамках изучаемых методов. Общая трудоемкость дисциплины составляет 288 часов, в том числе 128 ч. аудиторных занятий, 160 ч. самостоятельной работы студентов. Форма промежуточной аттестации: зачет |
||||
Содержание аудиторных занятий
Модуль 1. Психодрама. · Теория и история психодрамы, современное состояние. · Спонтанность и креативность в психодраме. · Элементы психодрамы по Я.Л. Морено. Концепция роли в психодраме и ролевом тренинге. · Организация пространства действия, фокусировка задачи, использование структуры сессии (разогрев, действие, шеринг). · Базовые техники (исполнение роли, представление самого себя, монолог, обмен ролями, психодраматическое зеркало, дублирование) · Концепция социального атома Я.Л. Морено. Идеи Морено и современные концепции социализации. Модуль 2. Арт-терапия. · Теория цвета в рисунке, цветотерапия. · Принципы и техники эмпатической интерпретации творческой продукции. · Понятие мандалы, символика, диагностические и терапевтические возможности · мандалы. · Общие принципы работы со сказками. · Драматерапия: терапевтические особенности. · Маскотерапия: особенности работы. · Музыкотерапия: базовые принципы и осбенности работы. · Куклотерапия: особенности. · Библиотерапия как средство расширения сознания и мировоззрения. · Фото- и видеотерапия как способы работы с образом-Я и самооценкой. Модуль 3. Телесно-ориентированная психотерапия. · Базовые понятия телесно-ориентированной терапии. · Разнообразие направлений и методов работы в ТОП. · Основные подходы в работе с телом. · Формирование кругов мышечной брони по В. Райху. Структура личности: райхианский подход. · Структуры характера по А. Лоуэну. Анализ схем свободного тока энергии и мышечных напряжений по А. Лоуэну. · Типология контактов в контексте «стихий» в западной и восточной культурных традициях. · Законы телесной динамики. Знаковые реакции тела. ·Базовые техники и приемы работы с телом. · Варианты центрирования тела. · Правила проведения телесно-ориентированных сессий. Структура работы с клиентом. · Позиция терапевта. Способы работы телесного терапевта. Модуль 4. Эриксоновский гипноз. Традиционный и эриксоновский подходы к гипнозу. Понятие транса. Понятие бессознательного. Понятие ресурса. Минимальные признаки транса. Техники наведения и поддержания гипнотического транса. Выполнение упражнений, отработка навыков в соответствии с полученными теоретическими знаниями и в результате демонстраций терапевтической работы преподавателя. Модуль 5. Системная семейная терапия. История возникновения семейной терапии. Семейная история. Теория семейных систем Муррея Боуэна. Структурная системная семейная терапия. Семейная терапия в работе с горем и потерей. Работа с разводящимися парами. Ребенок и развод. Гендерные роли и насилие в семье. Стратегическая школа семейной психотерапии. Нарративная терапия. Краткосрочная терапия, ориентированная на решение. Тренинг самопознания. Модуль 6. КБТ третьей волны (ACT — терапия принятия ответственности): · История и специфика когнитивно-поведенческой терапии 3 волны: АСТ, FAP, CFT, схема-терапия. · Философия контекстуально-поведенческих наук, классификация подходов на основе ключевых метафор мышления. Отличие ACT от других подходов 3-ей волны. · Знакомство с принципами ACT — открытость, осознанность, вовлеченность. · Модели психологической гибкости и ригидности. Концептуализация в ACT, формулировка случая в модели гексафлекса, функциональный анализ ABC. Практическое построение концептуализации кейсов в модели ACT. · Работа с основными процессами ACT: принятие, разделение, осознанность. · Оценка каждого процесса, дефициты, интервенции. Примеры практической работы с процессами принятия, разделения, осознанности при социальной тревожности. · Работа с основными процессами ACT: перспективы сэлф, связь с ценностями, ответственные действия. Модуль 7. Схема-терапия. · Развитие схема-терапии как концепции. · Нейробиологическая теория и модель схема-терапии. · Режимы функционирования схемы, их типы. · Детские режимы: базовые эмоции и потребности личности. · Интернализация: взрослые режимы схемы. · Копинговые стратегии и режимы. · Концептуализация клиентского случая и терапевтические · отношения |
32 | 92 | |||
Самостоятельная работа
· Отработка навыков в малых группах в рамках изучаемых направлений психотерапии и их техник. · Реферат на свободную тему в области психотерапии или конкретного психотерапевтического направления. |
20 | 140 | |||
Промежуточная аттестация (зачет): тестирование, решение практических задач | — | 4 | |||
Теория и практика ведения групп | Аннотация
Форма обучения: очная Цель: ознакомление обучающихся с основами ведения группового процесса в офлайн и онлайн формате. Место дисциплины в структуре ДППП: относится к обязательным дисциплинам базовой части. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: знать — типологию групп, стратегию и технику управления групповыми процессами; — историю возникновения групповой терапии; — понимать группу, как особое пространство, способствующее межличностному научению; — понимать специфику работы с трудными клиентами в групповой работе; — знать роли тренера и ведущего группы; — понимать, как планировать ведение групп; — знать особенности ведения групп онлайн, их плюсы и минусы и основные принципы группового занятия в онлайн-формате; уметь: — конструировать дизайн группового процесса от разогрева к завершению; — организовывать работу с группой в онлайн-формате; — уметь создавать безопасное пространство и вовлечение участников в групповую работу; — умение планировать и проводить психодраматическую онлайн-группу. Общая трудоемкость дисциплины составляет 66 часов, в том числе 28 ч. аудиторных занятий, 38 ч. самостоятельной работы студентов. Форма промежуточной аттестации: экзамен |
||||
Содержание аудиторной работы
· Типология групп. Стратегия и техника управления групповыми процессами. (Групповая динамика и фазы жизни группы). · История возникновения групповой терапии. Группа как особое пространство. Межличностное научение. · Виды групп (разные подходы). Групповой процесс. Стадии группового процесса. · Трудные клиенты в групповой работе. · Роли тренера и ведущего группы. · Ориентирование и планирование ведения групп. (Треугольник: исполнитель, заказчик, участник). · Конструирование дизайна группового процесса от разогрева к завершению (целевая аудитория, выбор цели, типы групп, разогрев). · Особенности ведения групп онлайн. · Введение и теоретические основы. Приветствие участников и представление тренера (10 мин). Цели и задачи тренинга. Представление тренера. Процедура знакомства и представления участников. · Особенности работа с группой в онлайн-формате: плюсы и минусы. Основные принципы группового занятия в онлайн-формате. · Создание безопасного пространства и вовлечение участников. Инструкции перед началом группового занятия. Этические принципы. · Планирование и подготовка психодраматической онлайн-группы. Структура и организация онлайн-сессии. Как организовать психодраму в онлайн-формате? Процедуры разогревы, шеринг, прояснение запроса, действие в онлайн-группе. · Роль ведущего и технического директора. Освоение роли. Стадии развития ведущего онлайн-процесса. Динамика группового процесса. · Технические аспекты проведения онлайн-группы (30 мин). Технические требования для проведения онлайн-сессий. Инструменты и технические средства для эффективной коммуникации онлайн. · Практические упражнения и демонстрации · Обсуждение и заключение, ассимиляция. |
2 | 20 | |||
Самостоятельная работа
Отработка навыков в рамках изучаемых тем. |
— | 38 | |||
Промежуточная аттестация (экзамен): тестирование, решение практической задачи, демонстрационная работа | |||||
Работа с зависимостями | Аннотация
Форма обучения: очная Цель: сформировать представление о психологических механизмах и принципах организации психотерапевтической помощи при разных видах зависимости. Место дисциплины в структуре ДПП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: УК-1 , УК-3, ОПК-6, ОПК-16. В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: — знать теоретические и методологические основы психологии аддиктивных расстройств, психологические механизмы различных зависимостей, специфику основных психотерапевтических подходов к решению проблем аддиктивного круга. — уметь составлять программы по профилактике различных аддикций, участвовать в разработке и осуществлении личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации аддиктивных расстройств. Общая трудоемкость дисциплины составляет 14 часов, в том числе 4 ч. аудиторных занятий, 10 ч. самостоятельной работы студентов. Форма промежуточной аттестации: зачет |
||||
Содержание аудиторной работы
· Болезнь зависимости (МКБ 11 раздел F10-F19), био-психо-социо-духовная болезнь (биохимическая предеспозиция, как формируется зависимая личность в процессе воспитания). · Стадии развития болезни, абстиненция, «иллюзорное мышление» (отрицание). · Выздоровление (реабилитация, АА, АН, АИ и др группы поддержки). · Постабстинентный синдром (признаки и способы управления). · Срыв (причины, фазы, признаки, управление негативными факторами, влияющими на срыв). · Возможности терапии зависимых (контрактирование на лечение зависимости, работа с мотивацией на лечение, псих образование, работа с чувствами, обучение управлению стрессом). |
4 | 2 | |||
Самостоятельная работа
· Ознакомление с темой «Семейная психотерапия зависимостей», конспектирование материала под доклад. · Ознакомление с основными положениями системного подхода. · Изучение темы «Отдельные признаки гармоничной семьи», конспектирование и анализ текста с последующими ключевыми выводами по дисциплине. |
10 | — | |||
Промежуточная аттестация (зачет):
Тест, защита тетради самостоятельной работы |
— | 2 | |||
Основы семейной психологии | Аннотация
Форма обучения: очная Цель: формирование у обучающихся системных представлений о психологических закономерностях функционирования семьи и её проблемах. Место дисциплины в структуре ДПП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: ОПК-16, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-22. В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: — знать основные теоретические подходы к пониманию сущности семьи и брака; — понимать основные тенденции в развитии современной семьи; — знать задачи и проблемы развития семьи на различных этапах ее жизненного цикла; — знать теоретические положения основных направлений семейного консультирования. — владеть понятийно-категориальным аппаратом психологии семейных отношений; — уметь выявлять нарушения семейных отношений; — уметь разрабатывать и проводить программы семейного консультирования в биопсихосоциальном контексте. Общая трудоемкость дисциплины составляет 48 часов, в том числе 8 ч. аудиторных занятий, 40 ч. самостоятельной работы студентов. Форма промежуточной аттестации: зачет |
||||
Содержание аудиторной работы
· Соотношение понятий «брак» и «семья». Особенности современной семьи, динамика и тенденции её развития. Развод как социально-психологическая проблема современного общества. · Психология супружеских отношений. Типы супружеских взаимоотношений. Влияние внешних социальных и внутрисемейных стрессоров на супружеские отношения. · Классификация деструктивных отношений в семье. Виды и причины супружеского конфликта. · Детско-родительские отношения. Основные характеристики детско-родительских отношений. Стиль взаимодействия родителя с ребенком и типы семейного воспитания. |
6 | — | |||
Самостоятельная работа
· Теоретический анализ темы «Семья как социальный институт, малая группа, система» и её характеристики. · Теоретический анализ и выполнение практических задач по темам: основные функции семьи; типы семей; структура и основные параметры семейной системы. · Теоретический анализ темы «Жизненный цикл семьи». Понятие и стадии жизненного цикла семьи. Кризисы семейной жизни. Выполнение практических задач. · Прохождение теста «диагностика межличностных отношений в семье» и анализ его результатов в контексте изучаемой темы. · Теоретический анализ темы «Молодая семья. Основные виды брачных сценариев». Составление рекомендаций для супругов на этапе «молодая семья». · Теоретический анализ и выполнение практических задач по темам. Виды и причины супружеского конфликта и пути их решения. Ребенок в конфликтной семье. Семья в разводе. Неполная семья и её характеристики. Семья алкоголиков. Повторный брак. · Детско-родительские отношения: родительская любовь как основа воспитания. Типы родительской любви. Пословицы, поговорки о материнстве и отцовстве. Эссе на тему «Феномен любви» или на тему «Мать (отец) в моей жизни». |
40 | ||||
Промежуточная аттестация (зачет): тест | 2 | — |