Календарный учебный график

Модуль Разделы блока Вид, форма занятия Трудоемкость (ак.час)
Модуль 1.

18-20 апреля 2025

Концептуальная модель схема-терапии

  • Развитие схема-терапии как концепции.
    Нейробиологическая теория и модель схема-терапии.
  • Режимы функционирования схемы, их типы.
  • Детские режимы: базовые эмоции и потребности личности.
  • Интернализация: взрослые режимы схемы.
Теория 8
  • Техники работы с эмоционально-потребностной сферой клиента (атом чувств, будильник чувств).
  • Практика знакомства с детскими режимами.
  • Практика знакомства с критикующими режимами.
  • Отработка навыков распознавания детских и взрослых режимов.
Практическая работа 16
Модуль 2.

23-25 мая 2025

Ранние дезадаптивные схемы

  • Характеристики ранних дезадаптивных схем по основным доменам.
  • Обзор когнитивных стратегий работы со схемой.
  • Когнитивные техники схема-терапии.
Теория 10
  • Отработка навыка распознавания схем (разбор кейсов, ролевые игры, решение проблемных задач).
  • Диагностика схем, составление профиля.
  • Отработка когнитивных техник.
Практическая работа 14
Модуль 3.

27-29 июня 2025

Дезадаптивные копинги

  • Характеристика дезадаптивных копинговых стратегий и реакций.
  • Реакции на схемы: копинговые стили.
  • Капитуляция, избегание, гиперкомпенсация схемы и их проявления.
  • Копинговые режимы и их проявления.
Теория 8
  • Отработка навыков распознавания копинговых стратегий, реакций и режимов.
  • Практика взаимодействия с каждым копинговым режимом.
Практическая работа 16
Модуль 4.

25-27 июля 2025

Концептуализация клиентского случая и терапевтические отношения

  • Роль концептуализации в схема-терапии. Форма концептуализации случая клиента, карта режимов.
  • Изучение истории жизни клиента, значимые проблемы и паттерны межличностного взаимодействия.
  • Паттерны взаимодействия в терапевтических отношениях. Балансирование между замещающим родительством и конфронтацией.
  • Терапевтические отношения на этапе оценки схемы и информирования. Терапевтические отношения на этапе изменения.
  • Качества психотерапевта в схема-терапии. Собственные схемы и режимы психотерапевта.
Теория 12
  • Составление самоконцептуализации.
  • Отработка навыков составления концептуализации в парах по шагам.
  • Практика составления карты режимов концептуализации.
  • Обсуждение концептуализации с клиентом.
  • Выполнение техник по развитию умений построения терапевтических отношений.
Практическая работа 12
Модуль 5.

12-14 сентября 2025

Работа психолога с режимами клиента

  • Основные стратегии устранения дезадаптивных паттернов, возникающих в результате действия схем. Работа с копинговыми режимами.
  • Особенности работы с детскими режимами.
  • Работа со взрослыми режимами (внутренними критиками и здоровым взрослым).
  • Диалоги режимов на стульях. Диагностический диалог. Размещение карты режима на стульях. Интеграция на одном стуле: работа в сфере эмоционального резонанса.
Теория 6
  • Формирование умений работы с режимами: копинговыми, детскими и взрослыми.
  • Выполнение упражнений на развития здорового взрослого: «внимание по шкале времени», «5-4-3», «осознанное заземление», «медитация на осознанность дыхания», «быть добрым к себе» и др.
Практическая работа 18
Модуль 6.

17-19 октября 2025

Работа с воображением

  • Работа с воображением на этапе оценки.
  • Работа с воображением: ознакомление клиента с процессом работы, подготовка к упражнению.
  • Виды техник на воображение: диагностические, ресурсные, развивающие.
  • Преодоление препятствий в экспериенциальной работе: избегание схем.
Теория 6
  • Отработка навыков работы с воображением, техники: «образ безопасного места», «образы из детства», «образы значимых других из детства», «образы, связывающие прошлое с настоящим».
  • Отработка навыков проведения работы в воображении, направленной на получение нового опыта и обучение новым моделям поведения.
Практическая работа 18
Модуль 7.

14-16 ноября 2025

Работа с воображением: рескриптинг

  • Рескриптинг в воображении как метод: история появления, механизм действия, показания к применению, алгоритм проведения.
  • Особенности проведения рескриптинга в темах различных схем.
  • Типичные ошибки при проведении рескриптинга.
Теория 8
  • Отработка технологии проведении рескриптинга в темах: недостаток защищенности, недостаток признания, спонтанности и способности к игре, чувство вины, недостаток эмоциональной привязанности и заботы, недостаток реалистичных границ.
Практическая работа 16
Модуль 8.

19-21 декабря 2025

Рескриптинг: работа с травмой и другими темами

  • Рескриптинг травматических событий.
  • Рескриптинг при зависимости, ночных кошмарах и флешфорвардах
  • Результаты исследований эффективности применения рескриптинга при ПТСР, депрессиях, ОКР, СТР, специальных фобиях, дисморфофобии, РПП, расстройствах личности.
Теория 8
  • Отработка технологии проведения рескриптинга с диссоциацией, потерей, горем, виной.
  • Тренировка самосострадания и здорового взрослого клиента.
  • Отработка протокола рескриптинга при темах зависимости, кошмаров и флешфорвардах.
Практическая работа 16
Модуль 9.

23-25 января 2026

Изменение поведенческих паттернов.

Сочетание элементов схема-терапии с инструментами других подходов.

  • Поведенческие паттерны и готовность клиента к их изменению. Определение паттернов поведения, которые следует изменить. Работа с проблемным поведением клиента: техники, домашние задания, копинг-карточки и памятки, ведение дневников.
  • Как вызвать изменения. Общий процесс активации и модификации схем.
  • Принципы соединения инструментов разных подходов.
  • Разбор терапевтических стратегий по доменам.
Теория 8
  • Отработка техник, направленных на изменение дезадаптивного поведения клиента.
  • Интеграция в стратегию схема-терапии инструментов других подходов.
  • Интеграция элементов схема-терапии в другие психотерапевтические подходы.
Практическая работа 16
Модуль 10.

20-22 февраля 2026

Схема-терапия при расстройствах личности

  • Концептуализация пограничного расстройства личности с точки зрения схема-терапии. Общие терапевтические цели при ПРЛ. Программа терапии и «подводные камни» для психотерапевтов в работе с клиентами, имеющими ПРЛ.
  • Концептуализация нарциссического расстройства личности с точки зрения схема-терапии. Особенности работы с клиентами, имеющими НРЛ. Распространенные препятствия.
  • Особенности работы с другими личностными расстройствами: общие характеристики и мишени.
Теория 12
  • Решение проблемных задач и кейсов.
  • Работа под супервизией.
Практическая работа 12
Модуль 11.

20-22 марта 2026

Итоговая аттестация

 

  • Анализ клиентских кейсов из практики слушателей с акцентом на схема-терапевтическую супервизию.
  • Решение проблемных задач (концептуализация и разработка программы терапии на представленные ситуации).
Практическая работа 16
  • Защита выпускных квалификационных работ.
Зачет 8

 

2.2. Виды самостоятельной работы слушателей (СРС)

модуля Вид СРС Трудоемкость (ак.часов)
Модуль 1
  • Отработка навыков распознавания детских и взрослых режимов (практика в малых группах в рамках межмодульных встреч)
  • Заполнение таблиц «Мой режим»
  • Ведение дневника распознавания режимов.
24
Модуль 2
  • Проведение диагностики, подготовка индивидуального профиля и его обсуждение с клиентом.
  • Создание методической памятки со схемами и режимами для клиентов.
  • Отработка навыков проведения когнитивных техник работы со схемой (в малых группах в рамках межмодульных встреч).
24
Модуль 3, 5
  • Тренинг распознавания копинговых режимов.
  • Отработка навыков работы с режимами (копинговыми, детскими и взрослыми)
  • Ведение дневника переключения режимов.
  • Проведение техник по развитию режима «Здорового взрослого»
46
Модуль 4
  • Отработка навыков концептуализации случая на трех клиентских кейсах. Заполнение формы и карты режимов.
  • Начало подготовки кейса на итоговую аттестацию.
14
Модуль 6-8
  • Отработка навыков работы с воображением в малых группах.
  • Проведение техник работы с воображением.
  • Составление протоколов работы с воображением с заполнением разделов «выводы», «вопросы», «рекомендации».
  • Работа в группах под супервизией.
60
Модуль 9
  • Отработка техник, направленных на изменение поведенческих паттернов
  • Разработка проекта по интеграции инструментов схема-терапии и других подходов.
24
Модуль 10
  • Отработка навыков работы с клиентами, имеющими расстройство.
24
Модуль 2-11
  • Подготовка к итоговой аттестации (оформление кейса работы с клиентом, разработка выпускной квалификационной работы)
30