Модуль |
Разделы блока |
Вид, форма занятия |
Трудоемкость (ак.час) |
Модуль 1.
18-20 апреля 2025
Концептуальная модель схема-терапии |
- Развитие схема-терапии как концепции.
Нейробиологическая теория и модель схема-терапии.
- Режимы функционирования схемы, их типы.
- Детские режимы: базовые эмоции и потребности личности.
- Интернализация: взрослые режимы схемы.
|
Теория |
8 |
- Техники работы с эмоционально-потребностной сферой клиента (атом чувств, будильник чувств).
- Практика знакомства с детскими режимами.
- Практика знакомства с критикующими режимами.
- Отработка навыков распознавания детских и взрослых режимов.
|
Практическая работа |
16 |
Модуль 2.
23-25 мая 2025
Ранние дезадаптивные схемы |
- Характеристики ранних дезадаптивных схем по основным доменам.
- Обзор когнитивных стратегий работы со схемой.
- Когнитивные техники схема-терапии.
|
Теория |
10 |
- Отработка навыка распознавания схем (разбор кейсов, ролевые игры, решение проблемных задач).
- Диагностика схем, составление профиля.
- Отработка когнитивных техник.
|
Практическая работа |
14 |
Модуль 3.
27-29 июня 2025
Дезадаптивные копинги |
- Характеристика дезадаптивных копинговых стратегий и реакций.
- Реакции на схемы: копинговые стили.
- Капитуляция, избегание, гиперкомпенсация схемы и их проявления.
- Копинговые режимы и их проявления.
|
Теория |
8 |
- Отработка навыков распознавания копинговых стратегий, реакций и режимов.
- Практика взаимодействия с каждым копинговым режимом.
|
Практическая работа |
16 |
Модуль 4.
25-27 июля 2025
Концептуализация клиентского случая и терапевтические отношения |
- Роль концептуализации в схема-терапии. Форма концептуализации случая клиента, карта режимов.
- Изучение истории жизни клиента, значимые проблемы и паттерны межличностного взаимодействия.
- Паттерны взаимодействия в терапевтических отношениях. Балансирование между замещающим родительством и конфронтацией.
- Терапевтические отношения на этапе оценки схемы и информирования. Терапевтические отношения на этапе изменения.
- Качества психотерапевта в схема-терапии. Собственные схемы и режимы психотерапевта.
|
Теория |
12 |
- Составление самоконцептуализации.
- Отработка навыков составления концептуализации в парах по шагам.
- Практика составления карты режимов концептуализации.
- Обсуждение концептуализации с клиентом.
- Выполнение техник по развитию умений построения терапевтических отношений.
|
Практическая работа |
12 |
Модуль 5.
12-14 сентября 2025
Работа психолога с режимами клиента |
- Основные стратегии устранения дезадаптивных паттернов, возникающих в результате действия схем. Работа с копинговыми режимами.
- Особенности работы с детскими режимами.
- Работа со взрослыми режимами (внутренними критиками и здоровым взрослым).
- Диалоги режимов на стульях. Диагностический диалог. Размещение карты режима на стульях. Интеграция на одном стуле: работа в сфере эмоционального резонанса.
|
Теория |
6 |
- Формирование умений работы с режимами: копинговыми, детскими и взрослыми.
- Выполнение упражнений на развития здорового взрослого: «внимание по шкале времени», «5-4-3», «осознанное заземление», «медитация на осознанность дыхания», «быть добрым к себе» и др.
|
Практическая работа |
18 |
Модуль 6.
17-19 октября 2025
Работа с воображением |
- Работа с воображением на этапе оценки.
- Работа с воображением: ознакомление клиента с процессом работы, подготовка к упражнению.
- Виды техник на воображение: диагностические, ресурсные, развивающие.
- Преодоление препятствий в экспериенциальной работе: избегание схем.
|
Теория |
6 |
- Отработка навыков работы с воображением, техники: «образ безопасного места», «образы из детства», «образы значимых других из детства», «образы, связывающие прошлое с настоящим».
- Отработка навыков проведения работы в воображении, направленной на получение нового опыта и обучение новым моделям поведения.
|
Практическая работа |
18 |
Модуль 7.
14-16 ноября 2025
Работа с воображением: рескриптинг |
- Рескриптинг в воображении как метод: история появления, механизм действия, показания к применению, алгоритм проведения.
- Особенности проведения рескриптинга в темах различных схем.
- Типичные ошибки при проведении рескриптинга.
|
Теория |
8 |
- Отработка технологии проведении рескриптинга в темах: недостаток защищенности, недостаток признания, спонтанности и способности к игре, чувство вины, недостаток эмоциональной привязанности и заботы, недостаток реалистичных границ.
|
Практическая работа |
16 |
Модуль 8.
19-21 декабря 2025
Рескриптинг: работа с травмой и другими темами |
- Рескриптинг травматических событий.
- Рескриптинг при зависимости, ночных кошмарах и флешфорвардах
- Результаты исследований эффективности применения рескриптинга при ПТСР, депрессиях, ОКР, СТР, специальных фобиях, дисморфофобии, РПП, расстройствах личности.
|
Теория |
8 |
- Отработка технологии проведения рескриптинга с диссоциацией, потерей, горем, виной.
- Тренировка самосострадания и здорового взрослого клиента.
- Отработка протокола рескриптинга при темах зависимости, кошмаров и флешфорвардах.
|
Практическая работа |
16 |
Модуль 9.
23-25 января 2026
Изменение поведенческих паттернов.
Сочетание элементов схема-терапии с инструментами других подходов. |
- Поведенческие паттерны и готовность клиента к их изменению. Определение паттернов поведения, которые следует изменить. Работа с проблемным поведением клиента: техники, домашние задания, копинг-карточки и памятки, ведение дневников.
- Как вызвать изменения. Общий процесс активации и модификации схем.
- Принципы соединения инструментов разных подходов.
- Разбор терапевтических стратегий по доменам.
|
Теория |
8 |
- Отработка техник, направленных на изменение дезадаптивного поведения клиента.
- Интеграция в стратегию схема-терапии инструментов других подходов.
- Интеграция элементов схема-терапии в другие психотерапевтические подходы.
|
Практическая работа |
16 |
Модуль 10.
20-22 февраля 2026
Схема-терапия при расстройствах личности |
- Концептуализация пограничного расстройства личности с точки зрения схема-терапии. Общие терапевтические цели при ПРЛ. Программа терапии и «подводные камни» для психотерапевтов в работе с клиентами, имеющими ПРЛ.
- Концептуализация нарциссического расстройства личности с точки зрения схема-терапии. Особенности работы с клиентами, имеющими НРЛ. Распространенные препятствия.
- Особенности работы с другими личностными расстройствами: общие характеристики и мишени.
|
Теория |
12 |
- Решение проблемных задач и кейсов.
- Работа под супервизией.
|
Практическая работа |
12 |
Модуль 11.
20-22 марта 2026
Итоговая аттестация
|
- Анализ клиентских кейсов из практики слушателей с акцентом на схема-терапевтическую супервизию.
- Решение проблемных задач (концептуализация и разработка программы терапии на представленные ситуации).
|
Практическая работа |
16 |
- Защита выпускных квалификационных работ.
|
Зачет |
8 |