Образовательная программа «Схема-терапия в интегративной практике» состоит из 11 модулей. Каждый модуль осваивается в течение 3 дней с частотой один раз в месяц (пятница-воскресенье с 10.00 до 18.00). Также в рамках каждого модуля предусмотрены задания для самостоятельной работы и межмодульных встреч (см.п.2).
- Содержание каждого модуля включает в себя:
- теоретический обзор темы, знакомство со спецификой, областью применения данного направления, его техническим оснащением и практическими возможностями;
- использование методов проблемного обучения, направленных на развитие профессионально важных качеств и способностей схема-терапевта, таких, как креативность, рефлексивность, гибкость, коммуникабельность, аналитичность, стратегичность, прогностичность и др. (дискуссия, проблемная задача, моделирование, мозговой штурм, эвристический метод, метод прогнозирования Делфи, кейс-метод, проектный метод, игровой метод);
- большую практическую часть с разъяснением особенностей проведения каждого технического приема и упражнения;
- демонстрационные работы, иллюстрирующие алгоритм проведения изучаемых техник и упражнений, с последующей тренировкой их выполнения в парах (тройках), обсуждением возникающих вопросов, анализом возникших трудностей и определением возможных путей их преодоления;
- самостоятельную работу, направленную на отработку навыков изученных на модуле техник, алгоритмов и пр. (см.п.2)
При этом 11 модуль направлен на интеграцию полученных знаний, умений и навыков и является заключительным и содержит: решение проблемных задач, защиту выпускной квалификационной работы (проект): описание клиентского случая и его анализ с точки зрения схема-терапии, описание и демонстрация интегративной техники с последующим анализом, презентация тематического проекта по решению определенной терапевтической задачи.
- Самостоятельная работа включает в себя следующие формы.
2.1. Межмодульные встречи. На первом модуле слушатели курса объединяются в микро-группы по 3-4 человека для отработки навыков, необходимых для осуществления схема-терапевтической деятельности (распознавание схем, режимов, проведение диагностики, составление концептуализации, разработка индивидуальной программы психотерапии, проведение когнитивных, экспериенциальных и поведенческих техник работы с клиентами и др.). Содержание межмодульных встреч определяется практическим заданием, содержащим протокол встречи, шаги и алгоритмы выполнения техник, упражнений и задач, направленных на формирование профессиональных навыков.
2.2. Межмодульные встречи с преподавателем курса. На межмодульные встречи 5-8 модулей слушатели приглашают преподавателя для поддержки и работы под супервизией (не менее 3 раз).
2.3. Индивидуальная самостоятельная работа. Выполняется каждым слушателем курса в соответствии с индивидуальной программой подготовки. Самостоятельная работа содержит следующие формы:
- изучение профессиональной литературы по теме курса;
- выполнение изученных техник (составление самоконцептуализации, самодиагностики, ведение дневников наблюдения, упражнения на саморегуляцию и др.);
- отработка навыков в работе с клиентами;
- подготовка выпускной квалификационной работы по курсу.
№ п/п |
Коды ПК |
Наименование учебных тем | Обязательные учебные занятия | Сам. работа | Итоговая аттестация (час и форма) |
Всего (ак.ч.) |
||
Всего (ак.ч.) |
Лекции | Практич. занятия | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | ПК1 ПК2 ПК3 |
Модуль 1. Концептуальная модель схема-терапии | 24 | 8 | 16 | 24 | — | 48 |
2 | Модуль 2. Ранние дезадаптивные схемы | 24 | 10 | 14 | 24 | — | 48 | |
3 | ПК1 ПК2 ПК3 ПК4 |
Модуль 3. Дезадаптивные копинги | 24 | 8 | 16 | 24 | — | 48 |
4 | Модуль 4. Концептуализация клиентского случая и терапевтические отношения | 24 | 12 | 12 | 14 | — | 38 | |
5 | ПК1 ПК13 ПК14 |
Модуль 5. Работа психолога с режимами клиента | 24 | 6 | 18 | 22 | — | 46 |
6 | ПК1 ПК3 ПК4 ПК6 ПК13 |
Модуль 6. Работа с воображением | 24 | 6 | 18 | 20 | — | 44 |
7 | Модуль 7. Работа с воображением: рескриптинг | 24 | 8 | 16 | 20 | — | 44 | |
8 | Модуль 8. Рескриптинг: работа с травмой и другими темами | 24 | 8 | 16 | 20 | — | 44 | |
9 | ПК3 ПК6 ПК13 ПК14 |
Модуль 9. Изменение поведенческих паттернов. Сочетание элементов схема-терапии с инструментами других подходов | 24 | 8 | 16 | 24 | — | 48 |
10 | ПК1 ПК2 ПК3 ПК4 ПК6 |
Модуль 10. Схема-терапия при расстройствах личности | 24 | 12 | 12 | 24 | — | 48 |
11 | Модуль 11. Итоговая аттестация | 16 | — | 16 | 30 | 8 | 54 | |
Итоговая аттестация | — | — | — | — | зачет | |||
12 | Всего по программе | 256 | 86 | 170 | 246 | 8 | 510 |