Календарный учебный график

Календарный учебный график – это документ, который определяет общий план учебного процесса. Его задача – раскрыть последовательность освоения элементов учебного плана программы профессиональной переподготовки.

В календарном учебном графике указана последовательность реализации ДППП, включая теоретическое и практическое обучение, промежуточную и итоговую аттестацию. Календарный учебный график обеспечивает организацию учебного процесса ИГИСП при освоении ДППП и формируется на учебный год на основе требований образовательного стандарта института к срокам освоения и учебному плану. Срок освоения ДППП «Психологическое консультирование и ведение групп» составляет 10 месяцев.

 

Блок, дисциплина Содержание программы Теория Практика
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ
Блок общепрофессиональной подготовки
Введение в профессию Аннотация

Форма обучения: очная

Цели освоения дисциплины: формирование у обучающихся представления о профессии психолога, рефлексии и роли специалиста в психологической помощи себе и окружающим.

Место дисциплины в структуре ДППП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: УК-2, УК-3, УК-7, УК-9, УК-11.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

− знать особенности психологической профессии, её требования к личности, компетентности и понимать цели содержания и процесса обучения на программе переподготовки;

− иметь четкое представление о соотношении житейской и научной психологии в деятельности практического психолога;

− уметь самостоятельно совершенствовать свою компетенцию и личностные качества в соответствии с профессиональными требованиями к психологам

Общая трудоемкость дисциплины составляет 16 ч., в том числе:

— аудиторных занятий – 4 ч.,

— самостоятельной работы – 12 ч.

Форма промежуточной аттестации: зачет

Содержание аудиторной работы

·   Определение понятий «профессия», «профессиональная деятельность», «профессионал».

·   История становления профессии «психолог».

·   Профессионально важные качества психолога.

·   Требования профессии к личности психолога.

2
Самостоятельная работа

·   Выполнение заданий рабочей тетради:

·   Теоретический анализ материала по теме «выбор профессии и общее представление о профессии». Анализ существующих сегодня понятий «профессия», «профессиональная деятельность», «профессионал» и определение того, которое на взгляд обучающегося является наиболее полным. Обоснование позиции.

·   Выполнение самодиагностики: профориентационный тест Климова. Анализ результатов с точки зрения жизненного и профессионального опыта. Определение своих сильных сторон в профессии «психолог-консультант».

·   Теоретический анализ темы «Житейская и научная психология». Решение задачи о соотношении житейского и научного опыта в деятельности практического психолога.

·   Теоретический анализ темы «Психология как профессия». Профессиональная подготовка психолога. Определение соотношения научного и практического в процессе обучения психологии. Определение личной стратегии обучения.

·   Теоретический анализ темы «Психолог как профессионал». Личностная направленность специалиста-психолога. Профессиональная рефлексия. Я-концепция психолога. Профессиональная позиция психолога. Принципы профессиональной деятельности психолога. Профессиональная компетентность: специальная, социальная, личностная, индивидуальная.  модель эффективного психолога-консультанта. Профессиональное мышление и профессиональная рефлексия.

·   Выполнение тестов с последующим заключением.

·   Самодиагностика: карта интересов, ДДО, опросник профессиональных интересов, опросник профессиональных склонностей.

4 8
Промежуточная аттестация (зачет):

·  Защита тетради самостоятельной работы,

·  Решение практических задач.

2
Общая и социальная психология Аннотация

Форма обучения: очная

Цели освоения дисциплины: формирование у обучающихся представления об общей и социальной психологии как междисциплинарной области знания, изучающей закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные фактом их группового членства и отношением к социальному влиянию.

Место дисциплины в структуре ДППП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: УК-1, УК-2, УК-11, ПК-1, ПК-19, ПК-22

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

— знать предмет и задачи общей и социальной психологии, их место в системе наук;

— понимать основные психические процессы, явления и состояния человека, различные аспекты функционирования личности, а также закономерности социального влияния на неё;

— уметь применять полученные знания на практике, устанавливать связь теоретических знаний с практической деятельностью психолога.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 54 часа, в том числе:

— 16 ч. аудиторных занятий,

— 38 ч. самостоятельной работы студентов.

Форма промежуточной аттестации: экзамен

Содержание аудиторной работы

·  Введение в психологию. Классификация психических явлений. Центральная нервная система как основа функционирования психики.  Психические процессы. Ощущение и восприятие как процессы познания мира. Представление. Мышление и его особенности. Операции и виды мышления. Память как сложная психическая деятельность. Внимание и его роль в познавательных процессах. Воля и волевые свойства личности. Эмоции как сложный психический процесс.  Классификации эмоций. Эмоциональные феномены.

·  Психические состояния. Состояние тревоги. Настроение и его природа. Факторы управления психическими состояниями.

·  Личность, индивид и индивидуальность.

·  Социальные роли личности.

·  Социальная психология групп. Виды групп и их функции. Социально-психологический климат группы.

·  Социальная психология общения. Коммуникация как обмен информацией. Социальная категоризация и стереотипизация.

8 2
Самостоятельная работа

·  Заполнение рабочей тетради.

·  Теоретический анализ предложенного материала по темам «Место психологии в системе наук», «Структура психологической науки и её задачи».

·  Решение аналитической задачи.

·  Заполнение таблицы «Отрасли психологии».

·  Написание основных тезисов по темам «История развития психологии», «Развитие отечественной психологии».

·  Анализ и конспектирование материала по теме «Методы исследования психических явлений».

·  Изучение темы «Темперамент», составление конспекта, самодиагностика темперамента и анализ результатов тестирования.

·  Теоретический анализ материала по теме «Характер. Акцентуации характера», конспект материала, самодиагностика черт характера и анализ полученных результатов.

·  Конспект материала по теме «Мотивационные свойства личности», прохождение самодиагностики и анализ её результатов.

20 14
Промежуточная аттестация (экзамен):

тест, защита тетради самостоятельной работы.

4 2
Психология развития и возрастная психология Аннотация

Форма обучения: очная

Цель: формирование у обучающихся научно обоснованного представления об основных закономерностях возрастного психического развития.

Место дисциплины в структуре ДПП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: УК-1, УК-2, ПК-1, ПК-22

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

Знать:

— основные теории психического развития;

— механизмы и закономерности психического развития;

— основные периодизации психического развития;

— особенности развития человека в различные возрастные периоды;

— нормативные возрастные кризисы, признаки благоприятного и неблагоприятного протекания возрастного кризиса;

— специфику социальной ситуации развития и ведущей деятельности, типичных для различных возрастных периодов.

Уметь:

— применять полученные знания для критического анализа психологических теорий и для объяснения результатов исследовательских работ;

— определять условия, способствующие и препятствующие полноценному психическому развитию человека в конкретном возрастном периоде;

— использовать полученные знания для оказания консультативной помощи родителям, воспитателям, учителям и др.

Владеть:

— системой базовых понятий и категорий возрастной психологии;

— приемами определения специфики развития в различные возрастные периоды;

— методами сбора первичной информации о развитии ребенка.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 56 часов, в том числе:

— 16 ч. аудиторных занятий,

— 40 ч. самостоятельной работы студентов.

Форма промежуточной аттестации: экзамен

Содержание аудиторной работы

·   Психология развития и возрастная психология. Задачи психологии развития и возрастной психологии как науки. Основные категории психологии развития.

·   Развитие: формы, области, факторы, принципы и закономерности. Виды психического развития. Факторы психического развития. Закономерности и механизмы психического развития.

·   Основные разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология).

·   Общие характеристики каждого возрастного периода: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и новообразования.

8 2
Самостоятельная работа

·   Проблема возраста. Периодизация психического развития. Выполнение контрольных заданий по теме.

·   Составление таблицы «Возрастные периоды и кризисы»

·   Анализ материала по теме «Краткий исторический очерк развития детской психологии. Ранние теории психического развития», составление опорного конспекта.

·   Изучение и анализ материала по теме «Современные теории психического развития».

·   Выполнение задач по теме теорий психического развития: взгляды психоанализа, теории научения, когнитивные теории психического развития, гуманистическая психология развития, теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского и современная отечественная психология развития,

·   Анализ возрастных этапов на основе личного опыта обучающегося.

·   Заполнение таблицы «Особенности психического развития на разных возрастных этапах».

20 20
Промежуточная аттестация (экзамен):

Тест, защита тетрадей самостоятельной работы

4 2
Основы клинической психологии и психиатрии Аннотация

Форма обучения: очная

Цель: создание у обучающихся общих представлений о феноменологии психических нарушений в психиатрической, соматической клиниках, а также о широком спектре «предболезненных форм» и затруднений в процессе адаптации, которые попадают в сферу профессионального внимания психологов-консультантов;

Место дисциплины в структуре ДПП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: УК-1, УК-3, ОПК-16, ПК-2, ПК-22

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

—    знать сферу применения клинической психологии в практической деятельности психолога-консультанта, ее общие теоретические основы и категориальный аппарат;

—    иметь представление о феноменологии психических нарушений в психиатрической, соматической клиниках, а также о широком спектре «предболезненных форм» и затруднений в процессе адаптации, которые попадают в сферу профессионального внимания психолога-консультанта;

—    знать понятия «норма» и «патология», о специфику основных групп психических расстройств, роли психолога в полибригадной команде.

—    уметь осуществлять теоретический анализ проблем, связанных с вопросами психического здоровья, дезадаптацией человека, с функционированием людей с ограниченными возможностями, с расстройствами психики при различных заболеваниях;

—    владеть конструктивными приемами выдвижения предположений и понимания запросов к специалистам по психиатрии и клинической психологии в рамках необходимости решения комплексных практико-ориентированных задач.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 60 часов, в том числе:

—     20 ч. аудиторных занятий,

—     40 ч. самостоятельной работы студентов.

Форма промежуточной аттестации: зачет

Содержание аудиторной работы

·   Клиническая психология: между психологией и медициной.

·   История, предмет и современное состояние. Общая и частная патопсихология для психологов. Нейропсихология. Психосоматика. Психодиагностика.

·   Модели психической нормы и патологии. Психиатрия для психологов.

·   Классификации психических расстройств. Теоретические модели основных психических расстройств.

·   Основные группы психофармакотерапевтических препаратов. Консультирование, психологическая коррекция и психотерапия.

16 2
Самостоятельная работа

·   Ознакомление с темой «Общая характеристика клинической психологии» и составление опорного конспекта по ней.

·   Изучение темы «Взаимосвязь клинической психологии с другими науками» и составление таблицы или схемы (на выбор обучающегося).

·   Исследование темы «Этика в клинической психологии», осуществление анализа этических медицинских моделей применительно к профессиональной деятельности психолога-консультанта.

·   Ознакомление с темой «Патопсихология. Особенности и задачи патопсихологического исследования. Порядок проведения патопсихологического исследования» и анализ материала с точки зрения профессиональной деятельности психолога-консультанта.

·   Изучение темы «Расстройства психических процессов», составление глоссария по теме и выводов.

·   Основы психологического воздействия в клинике. Психологические, клинико-психологические и психотерапевтические вмешательства.

·   Психологическая коррекция.

·   Психологическое консультирование.

·   Проведение самодиагностики и написание заключения.

24 16
Промежуточная аттестация (зачет):

Тест, защита тетради самостоятельной работы

2
Психодиагностика и экспериментальная психология Аннотация

Форма обучения: очная

Цель: овладение основными понятиями, методами психодиагностики, профессионально-этическими принципами и нормативами диагностической и экспериментальной деятельности психолога.

Место дисциплины в структуре ДПП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

Знать:

—    основные теоретико-методологические и этические принципы конструирования и проведения психодиагностического исследования и обследования;

—    понимать специфику, структуру и модели построения психодиагностического процесса;

—    знать принципы построения и конструктивную специфику средств психодиагностического измерения (психометрики);

—    знать специфику выбора адекватных методов решения, особенности интерпретации полученных результатов и построения психодиагностического заключения;

—    понимать, как профессионально сформировать психодиагностическую батарею;

—    понимать процедуру определения надежности и валидности психодиагностического средства;

—    знать основные понятия экспериментальной психологии и сущность экспериментального метода;

—    понимать специфику планирования и организации экспериментального исследования;

—    знать принципы и методы сбора, обработки и наглядного представления статистической информации;

уметь:

—     организовать и провести психологическое исследование и правильно оформить, и представить результаты своего исследования;

—     проводить простейшие математические процедуры обработки данных исследования,

—     определять адекватность использования метода исследования и связь полученных в ходе исследования данных с методом их получения;

—     уметь четко формулировать объект, предмет, цель и задачи экспериментального исследования;

—     планировать экспериментальное исследование в соответствии с экспериментальным планом;

—     планировать процесс математико-статистической обработки экспериментальных данных, делать обоснованный выбор критерия в зависимости от специфики исследования;

владеть:

—     навыками проведения универсальных психодиагностических методик,

—     навыками интерпретационной работы с разного рода данными (анамнестическими, феноменологическими, психометрическими), полученными в ходе психодиагностической деятельности.

—     необходимыми способами действий экспериментатора в эксперименте;

—     приемами общения с испытуемыми;

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 52 часов, в том числе 12 ч. аудиторных занятий, 40 ч. самостоятельной работы студентов.

Форма промежуточной аттестации: зачет

Содержание аудиторной работы

·   Психодиагностика.

·   Место психодиагностики в системе психологического знания. Понятие, предмет, задачи. Основные виды классификации психодиагностических методов. Психологическая диагностика как направление практической работы психолога.

·   Основные критерии оценки методик: валидность, надежность, достоверность. Основные этапы стандартизации теста.

·   Структура психологического заключения в практической психодиагностике.

·   Диагностика интеллекта, познавательных процессов, креативности, индивидуальных черт, способностей, межличностных отношений. Проективная диагностика.

6 2
Самостоятельная работа

·  Роль и место экспериментальной психологии в системе психологического знания. Виды эмпирических исследований. Классификация методов в зависимости от реальности, с которой взаимодействует исследователь.

·  Организация психологического эксперимента. Краткая характеристика этапов. Межгрупповая и внутригрупповая экспериментальные схемы.

·  Проблемы и этика экспериментальных исследований.

·  Понятие валидности эксперимента

·  Этапы системного анализа данных. Первичный анализ данных.

·  Основы проверки статистических гипотез. Уровни статистической значимости.

·  Параметрические и непараметрические методы сравнения выборок. Корреляционный анализ.

26 14
Промежуточная аттестация (зачет): тест, защита тетради самостоятельной работы 2
Блок профессиональной подготовки
Основы психологического консультирования и психотерапии Аннотация

Форма обучения: очная

Цель: ознакомление студентов с особенностями психологического консультирования и психотерапии, с их основными подходами и методиками.

Место дисциплины в структуре ДПП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: ОПК-9, ОПК-10, ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

—    знать особенности форматов консультативной и психотерапевтической работы, их сходства и различия, возможности и ограничения, методы и технологии,

—    понимать особенности индивидуального и группового формата консультирования и психотерапии их сходства и различия, возможности и ограничения;

—    знать методы и технологии психологического консультирования в разных темах, при разных запросах и проблемах клиентов;

—    понимать особенности форматов (очного и дистанционного) консультативной работы, их сходства и различия, возможности и ограничения.

—    уметь выбирать техники и инструменты в соответствии с индивидуальными особенностями клиентов; осуществлять основные процедуры оказания психологической помощи с учетом индивидуальных особенностей клиентов и существующего контекста проблемы.

—    владеть основными консультативными и психотерапевтическими технологиями для решения прикладных задач в различных областях профессиональной практики,

—    уметь осуществлять психологическое сопровождение, нацеленное на повышение качества жизни, психологического благополучия и психического здоровья людей (в том числе с помощью цифровых технологий).

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 210 часов, в том числе 100 ч. аудиторных занятий, 110 ч. самостоятельной работы студентов.

Форма промежуточной аттестации: зачет

Содержание аудиторной работы

·   Введение в курс. Определение понятий «психологическое консультирование» и «психотерапия». Отличительные черты.

·   Первичное интервью в психологическом консультировании.

·   Динамика терапевтического процесса (первичный контракт, сопротивление, кризисы, заверешение). Клиент-терапевтические отношения. Установление терапевтического альянса.

·   Дизайн терапевтической сессии (к сеттингу). Психотерапевтические границы, сеттинг, контрактирование

·   Проекция, перенос и контр-перенос в клиент-терапевтических отношениях

·   Психологическое вмешательство в ситуации кризиса.

·   Понятие кризиса, виды (экстремальная ситуация/этап личностного развития/нормативные кризисы). Стратегии работы с каждым видом кризиса. Практическая работа.

·   Основы онлайн консультирования и психотерапии.

·   Взаимодействие с родственниками в ситуации работы с зависимыми клиентами и клиентами с психитарическими диагнозами.

·   Что такое созависимость, характеристики. Развитие созависимости. Терапия созависимости. Дети больных зависимостью. Псих образование родственников психически больных людей, группы поддержки и горячие линии. Закон о принудительной госпитализации.

·   Профилактика выгорания помогающего специалиста. Стратегии, ведущие к выгоранию. Признаки выгорания. Способы профилактики. Личные и профессиональные опоры терапевта. Практика.

·   Работа с аффективными состояниями клиента. Понятие аффекта. Стратегии поведения в аффекте. Работа с гневом, печалью, тревогой в краткосрочной и долгосрочной терапии. Развитие навыков отреагирования и саморегуляции (телесные, когнитивные). Устойчивость терапевта. Отработка навыков.

·   Работа с темой сепарации в психотерапии. Что такое сепарация, типы психологической сепарации по Дж.Хоффману: эмоциональная, аттитьюдная, функциональная, конфликтная. Последствия незавершенной сепарации. Сепарационная тревога, кризис, выгоды несепарированности .

·   Психодрама несепарированных отношений в диаде: «мать-дочь», «отец-сын», «мать-сын», «отец-дочь». Трансгенерационная травма сепарации.

·   Экзистенциальные аспекты психотерапии.

·   Понятия экзистенции, вброшенности, здесь-и-сейчас. Экзистенциальные данности: одиночество, смерть, бессмысленность и свобода и их проявленность в терапевтическом процессе. Практическая работа участников с каждой из данностей.

·   Особенности консультирования клиентов с разной организацией личности.

·   Практикум взаимодействия терапевта и клиента

40 58
Самостоятельная работа

1. Отработка навыков в рамках изучаемых тем.

2. Работа с тетрадью самостоятельной работы по темам:

·  Изучение темы «Специфика психологического консультирования. Цели и задачи психологического консультирования», разработка опорного конспекта.

·  Ознакомление с темами: виды психологического консультирования; пространственная и временная организация консультативного процесса; этапы ведения консультативной беседы; этические аспекты психологического консультирования.

·  Изучение тем, касающихся специальных проблем психологического консультирования:

·  Особенности консультирования «немотивированных», враждебно настроенных, агрессивных, тревожных, обсессивных, истерических, асоциальных, шизоидных клиентов.

·   Особенности консультирования при параноидальных, психосоматических расстройствах личности.

·  Консультирование при переживании вины.

·  Консультирование клиентов с депрессией и суицидными намерениями.

·  Консультирование в случае смерти близкого человека. Переживание утраты при разводе. Особенности консультирования плачущих клиентов.

36 75
Промежуточная аттестация (зачет):

Тестирование, защита тетрадей самостоятельной работы

2
Утраты, травма, работа горя Аннотация

Форма обучения: очная

Цель: формирование представлений об оказании психологической помощи при состоянии острого горя при утрате близкого, а также об особенностях работы с ПТСР и КПТСР.

Место дисциплины в структуре ДПП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: ОПК-6., ОПК-7, ОПК-10, ОПК-11, ПК-3, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

—    знать основные понятия кризисной психологии и принципы кризисной помощи;

—    понимать специфику оказания психологической помощи при утрате ребенку и взрослому;

—    знать, что такое травма, ее виды и особенности работы с ней;

—    уметь диагностировать различные кризисные состояния;

—    уметь составлять программу психологической помощи лицам при состоянии острого горя;

—    владеть навыками осуществления стандартных базовых процедур оказания индивиду кризисной психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий;

—    умение составлять программу психотерапии при ПТСР, КПТСР.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 44 часов, в том числе 20 ч. аудиторных занятий, 24 ч. самостоятельной работы студентов.

Форма промежуточной аттестации: зачет

Содержание аудиторной работы

·   Шоковая травма и травма развития. Определение ПТСР и КПТСР.

·   ПТСР. Психофизиология травмы ПТСР. Механизмы образования ПТСР. Симптомы и диагностика ПТСР.

·   Терапевтические условия для работы с ПТСР, стратегии, методы и задачи работы с ПТСР. Структуры личности и его влияние на формирование ПТСР.

·   Готовность психолога-консультанта к работе с ПТСР.

·   КПТСР. Причины возникновения КПТСР. Признаки КПТСР. (Эмоции и аффекты, поведенческие и ментальные особенности).

·   КПТСП и ПРЛ. Сходство и отличие.

·   Цели и задачи терапии комплексной травмы.

·   Особенности Эго-идентичности клиента и процесс ментализации при травме.

·   Триггеры и причины ретравматизации при работе с ПТСР и КПТСР. Как избежать ретравматизацию.

16 2
Самостоятельная работа

Самостоятельная работа предусмотрена в рамках тем и направлена на отработку навыков.

24
Промежуточная аттестация (зачет): тест 2
Основы сексологии Аннотация

Форма обучения: очная

Цель: формирование системы общих теоретических знаний о сексологии и их роли в профессиональной деятельности психолога-консультанта.

Место дисциплины в структуре ДПП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: УК-1, УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-16

знать:

—    основные положения и понятийный аппарат сексологии, а также историю ее развития как науки;

—    общие вопросы сексологии, концепции нормальной сексуальности у мужчин и женщин.

—    основные теоретические аспекты, характеризующие различия мужской и женской сексуальности в определенные возрастные периоды жизни человека;

—    психосексуальное развитие человека в норме и его девиации;

—    психосоциальные основы сексуальности;

—    актуальные проблемы организации сексологической помощи, психологического консультирования партнеров при наличии сексуальных дисфункций;

уметь:

—    использовать теории современной сексологии и сексопатологии для психопрофилактики сексуальных дисфункций;

—    выделять психологическую проблематику партнеров при различных видах сексуальной дисгармонии;

—    разрабатывать обоснованные психологические рекомендации практического характера на основе теоретических и прикладных исследований;

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 34 часов, в том числе 8 ч. аудиторных занятий, 26 ч. самостоятельной работы студентов.

Форма промежуточной аттестации: зачет

Содержание аудиторной работы

·  Сексология как наука. Основные этапы становления.

·  Сексуальное здоровье человека.

·  Этапы формирования сексуальности.

·  Половое самосознание, стереотип полоролевого поведения, психосексуальная ориентация.

·  Возрастные особенности сексуальности.

·  Цикл сексуальной реакции (половой цикл).

·  Любовь и сексуальность.

·  Классификация сексуальной дисгармонии. Характеристика и коррекция ее отдельных вариантов.

·  Принципы и концепция полового воспитания.

8
Самостоятельная работа

·   Психосексуальная культура: от канонов к проектам.

·   Пол и половое сознание. Психосексуальная культура и половое сознание.

·   Половая социализация на донаучных этапах. История сексологии. Сексуальная революция.

·   Предмет сексологии. Понятия и термины.

·   Принципы полового диморфизма. Половые роли. Половая идентичность. Психология пола и культура.

·   От зачатия до личности: об общих закономерностях и принципах психосексуальной дифференциации.

·   Принципы и модели психосексуальной дифференциации.

·   Внутриутробная половая дифференцировка. После рождения, половая дифференцировка мозга.  В чужой роли.

·   Сексуальное развитие дошкольников. Родительские предположения и поведение.  Полоролевая типизация поведения: в семье и вне семьи.

·   Сексуальное развитие младших школьников. Пол и начало обучения в школе. Полоролевая социализация и семья. Половая гомогенизация. Пол и характер личности. Сексуальное поведение.

·   Сексуальное развитие подростков. Биологическое созревание. Переживания физического развития. Половые роли и «образ Я». Сексуальное поведение. Формирование сексуальной ориентации. Пол и сексуальное сознание.

·   Место психотерапии в сексологическом лечении.

·   Принципы коррекции нарушений психосексуального развития.

·   Психотерапия мужчин. Психотерапия тревожного ожидания сексуальной неудачи и коитофобии. Модификация неадекватных убеждений и установок в отношении половой жизни, коррекция дисфункциональных схем мышления. Проработка интрапсихических конфликтов.

·   Психотерапия нарушений межличностных отношений в паре. Коррекция дисгармоничного сексуального взаимодействия в паре.

16 10
Промежуточная аттестация (зачет): тест 2
Этика в психологическом консультировании Аннотация

Форма обучения: очная

Цель: формирование системы представлений о профессиональной этике и нормативном регулировании деятельности психолога-консультанта.

Место дисциплины в структуре ДПП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: УК-1, УК-2. УК-3. УК-11. ОПК-14.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

— знать теоретический анализ проблем, связанных с профессиональной этикой,

— понимать особенности психологических границ, нормативного регулирования деятельности практического психолога;

— понимать основы формирования взаимодействия с клиентами с учетом профессиональной этики;

— уметь организовать взаимодействие с пациентами (клиентами) с учетом профессиональной этики;

— уметь составить план психологической помощи с учетом этических границ компетенций психолога

Общая трудоемкость дисциплины составляет 14 часов, в том числе 4 ч. аудиторных занятий, 10 ч. самостоятельной работы студентов.

Форма промежуточной аттестации: зачет

Содержание аудиторной работы

·   Что такое профессиональная этика. Система профессиональных моральных норм.

·   Условие необходимое, но недостаточное. Три равнозначные мишени защиты: клиенты, психологи, профессиональное сообщество.

·   Базовые этические принципы (компетентность, ответственность, уважение, честность). Этический кодекс. Этическая дилемма. Модель решения этической дилеммы.

2
Самостоятельная работа

·  Изучить профессионально-этический кодекс психолога.

·  Выбрать 10-15 пунктов из кодекса и описать, почему важно соблюдать их и что будет, если этого не сделать.

·  Написать эссе на тему этики в психологическом консультировании.

10
Промежуточная аттестация (зачет)

Тестирование, защита самостоятельной работы.

2
Основные направления психотерапии Аннотация

Форма обучения: очная

Цель: ознакомление обучающихся с психотерапевтической деятельностью психолога-консультанта, различными методами психотерапии, их теориями, технологиями и техниками.

Место дисциплины в структуре ДПП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

— иметь представление о разнообразии методов психотерапии;

— знать основные методы психотерапии, их концептуальные основы, историю возникновения, технологию проведения психотерапии;

— понимать показания и противопоказания к методу, перечень задач, на решение которых направлен тот или другой метод;

— знать инструментальное разнообразие в рамках разных методов психотерапии;

— владеть навыками построения терапевтических отношений;

— уметь проводить базовые техники и технологии в рамках изучаемых методов.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 288 часов, в том числе 128 ч. аудиторных занятий, 160 ч. самостоятельной работы студентов.

Форма промежуточной аттестации: зачет

Содержание аудиторных занятий

Модуль 1. Психодрама.

·  Теория и история психодрамы, современное состояние.

·  Спонтанность и креативность в психодраме.

·  Элементы психодрамы по Я.Л. Морено.  Концепция роли в психодраме и ролевом тренинге.

·  Организация пространства действия, фокусировка задачи, использование структуры сессии (разогрев, действие, шеринг).

·  Базовые техники (исполнение роли, представление самого себя, монолог, обмен ролями, психодраматическое зеркало, дублирование)

·  Концепция социального атома Я.Л. Морено. Идеи Морено и современные концепции социализации.

Модуль 2. Арт-терапия.

·   Теория цвета в рисунке, цветотерапия.

·   Принципы и техники эмпатической интерпретации творческой продукции.

·   Понятие мандалы, символика, диагностические и терапевтические возможности

·   мандалы.

·   Общие принципы работы со сказками.

·   Драматерапия: терапевтические особенности.

·   Маскотерапия: особенности работы.

·   Музыкотерапия: базовые принципы и осбенности работы.

·   Куклотерапия: особенности.

·   Библиотерапия как средство расширения сознания и мировоззрения.

·   Фото- и видеотерапия как способы работы с образом-Я и самооценкой.

Модуль 3. Телесно-ориентированная психотерапия.

·   Базовые понятия телесно-ориентированной терапии.

·   Разнообразие направлений и методов работы в ТОП.

·   Основные подходы в работе с телом.

·   Формирование кругов мышечной брони по В. Райху. Структура личности: райхианский подход.

·   Структуры характера по А. Лоуэну. Анализ схем свободного тока энергии и мышечных напряжений по А. Лоуэну.

·   Типология контактов в контексте «стихий» в западной и восточной культурных традициях.

·   Законы телесной динамики. Знаковые реакции тела.

·Базовые техники и приемы работы с телом.

·   Варианты центрирования тела.

·   Правила проведения телесно-ориентированных сессий. Структура работы с клиентом.

·   Позиция терапевта. Способы работы телесного терапевта.

Модуль 4. Эриксоновский гипноз.

Традиционный и эриксоновский подходы к гипнозу.

Понятие транса.

Понятие бессознательного. Понятие ресурса.

Минимальные признаки транса.

Техники наведения и поддержания гипнотического транса.

Выполнение упражнений, отработка навыков в соответствии с полученными теоретическими знаниями и в результате демонстраций терапевтической работы

преподавателя.

Модуль 5. Системная семейная терапия.

История возникновения семейной терапии. Семейная история. Теория семейных систем Муррея Боуэна. Структурная системная семейная терапия.  Семейная терапия в работе с горем и потерей. Работа с разводящимися парами. Ребенок и развод. Гендерные роли и насилие в семье. Стратегическая школа семейной психотерапии. Нарративная терапия. Краткосрочная терапия, ориентированная на решение. Тренинг самопознания.

Модуль 6. КБТ третьей волны (ACT — терапия принятия ответственности):

·   История и специфика когнитивно-поведенческой терапии 3 волны: АСТ, FAP, CFT, схема-терапия.

·   Философия контекстуально-поведенческих наук, классификация подходов на основе ключевых метафор мышления. Отличие ACT от других подходов 3-ей волны.

·   Знакомство с принципами ACT — открытость, осознанность, вовлеченность.

·   Модели психологической гибкости и ригидности. Концептуализация в ACT, формулировка случая в модели гексафлекса, функциональный анализ ABC. Практическое построение концептуализации кейсов в модели ACT.

·   Работа с основными процессами ACT: принятие, разделение, осознанность.

·   Оценка каждого процесса, дефициты, интервенции. Примеры практической работы с процессами принятия, разделения, осознанности при социальной тревожности.

·   Работа с основными процессами ACT: перспективы сэлф, связь с ценностями, ответственные действия.

Модуль 7. Схема-терапия.

·  Развитие схема-терапии как концепции.

·  Нейробиологическая теория и модель схема-терапии.

·  Режимы функционирования схемы, их типы.

·  Детские режимы: базовые эмоции и потребности личности.

·  Интернализация: взрослые режимы схемы.

·  Копинговые стратегии и режимы.

·  Концептуализация клиентского случая и терапевтические

·  отношения

32 92
Самостоятельная работа

·   Отработка навыков в малых группах в рамках изучаемых направлений психотерапии и их техник.

·   Реферат на свободную тему в области психотерапии или конкретного психотерапевтического направления.

20 140
Промежуточная аттестация (зачет): тестирование, решение практических задач 4
Теория и практика ведения групп Аннотация

Форма обучения: очная

Цель: ознакомление обучающихся с основами ведения группового процесса в офлайн и онлайн формате.

Место дисциплины в структуре ДППП: относится к обязательным дисциплинам базовой части.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

знать

—     типологию групп, стратегию и технику управления групповыми процессами;

—     историю возникновения групповой терапии;

—     понимать группу, как особое пространство, способствующее межличностному научению;

—     понимать специфику работы с трудными клиентами в групповой работе;

—     знать роли тренера и ведущего группы;

—     понимать, как планировать ведение групп;

—     знать особенности ведения групп онлайн, их плюсы и минусы и основные принципы группового занятия в онлайн-формате;

уметь:

—     конструировать дизайн группового процесса от разогрева к завершению;

—     организовывать работу с группой в онлайн-формате;

—     уметь создавать безопасное пространство и вовлечение участников в групповую работу;

—     умение планировать и проводить психодраматическую онлайн-группу.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 66 часов, в том числе 28 ч. аудиторных занятий, 38 ч. самостоятельной работы студентов.

Форма промежуточной аттестации: экзамен

Содержание аудиторной работы

·  Типология групп. Стратегия и техника управления групповыми процессами. (Групповая динамика и фазы жизни группы).

·  История возникновения групповой терапии. Группа как особое пространство. Межличностное научение.

·  Виды групп (разные подходы). Групповой процесс. Стадии группового процесса.

·  Трудные клиенты в групповой работе.

·  Роли тренера и ведущего группы.

·  Ориентирование и планирование ведения групп. (Треугольник: исполнитель, заказчик, участник).

·  Конструирование дизайна группового процесса от разогрева к завершению (целевая аудитория, выбор цели, типы групп, разогрев).

·  Особенности ведения групп онлайн.

·  Введение и теоретические основы. Приветствие участников и представление тренера (10 мин). Цели и задачи тренинга. Представление тренера. Процедура знакомства и представления участников.

·  Особенности работа с группой в онлайн-формате: плюсы и минусы. Основные принципы группового занятия в онлайн-формате.

·  Создание безопасного пространства и вовлечение участников. Инструкции перед началом группового занятия. Этические принципы.

·  Планирование и подготовка психодраматической онлайн-группы. Структура и организация онлайн-сессии. Как организовать психодраму в онлайн-формате? Процедуры разогревы, шеринг, прояснение запроса, действие в онлайн-группе.

·  Роль ведущего и технического директора. Освоение роли. Стадии развития ведущего онлайн-процесса. Динамика группового процесса.

·  Технические аспекты проведения онлайн-группы (30 мин). Технические требования для проведения онлайн-сессий. Инструменты и технические средства для эффективной коммуникации онлайн.

·  Практические упражнения и демонстрации

·  Обсуждение и заключение, ассимиляция.

2 20
Самостоятельная работа

Отработка навыков в рамках изучаемых тем.

38
Промежуточная аттестация (экзамен): тестирование, решение практической задачи, демонстрационная работа
Работа с зависимостями Аннотация

Форма обучения: очная

Цель: сформировать представление о психологических механизмах и принципах организации психотерапевтической помощи при разных видах зависимости.

Место дисциплины в структуре ДПП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: УК-1 , УК-3, ОПК-6, ОПК-16.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

—    знать теоретические и методологические основы психологии аддиктивных расстройств, психологические механизмы различных зависимостей, специфику основных психотерапевтических подходов к решению проблем аддиктивного круга.

—    уметь составлять программы по профилактике различных аддикций, участвовать в разработке и осуществлении личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации аддиктивных расстройств.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 14 часов, в том числе 4 ч. аудиторных занятий, 10 ч. самостоятельной работы студентов.

Форма промежуточной аттестации: зачет

Содержание аудиторной работы

·  Болезнь зависимости (МКБ 11 раздел F10-F19), био-психо-социо-духовная болезнь (биохимическая предеспозиция, как формируется зависимая личность в процессе воспитания).

·  Стадии развития болезни, абстиненция, «иллюзорное мышление» (отрицание).

·  Выздоровление (реабилитация, АА, АН, АИ и др группы поддержки).

·  Постабстинентный синдром (признаки и способы управления).

·  Срыв (причины, фазы, признаки, управление негативными факторами, влияющими на срыв).

·  Возможности терапии зависимых (контрактирование на лечение зависимости, работа с мотивацией на лечение, псих образование, работа с чувствами, обучение управлению стрессом).

4 2
Самостоятельная работа

·  Ознакомление с темой «Семейная психотерапия зависимостей», конспектирование материала под доклад.

·  Ознакомление с основными положениями системного подхода.

·  Изучение темы «Отдельные признаки гармоничной семьи», конспектирование и анализ текста с последующими ключевыми выводами по дисциплине.

10
Промежуточная аттестация (зачет):

Тест, защита тетради самостоятельной работы

2
Основы семейной психологии Аннотация

Форма обучения: очная

Цель: формирование у обучающихся системных представлений о психологических закономерностях функционирования семьи и её проблемах.

Место дисциплины в структуре ДПП: относится к обязательным дисциплинам базовой части ДППП.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: ОПК-16, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-22.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

— знать основные теоретические подходы к пониманию сущности семьи и брака;

— понимать основные тенденции в развитии современной семьи;

— знать задачи и проблемы развития семьи на различных этапах ее жизненного цикла;

— знать теоретические положения основных направлений семейного консультирования.

— владеть понятийно-категориальным аппаратом психологии семейных отношений;

— уметь выявлять нарушения семейных отношений;

—  уметь разрабатывать и проводить программы семейного консультирования в биопсихосоциальном контексте.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 48 часов, в том числе 8 ч. аудиторных занятий, 40 ч. самостоятельной работы студентов.

Форма промежуточной аттестации: зачет

Содержание аудиторной работы

·  Соотношение понятий «брак» и «семья». Особенности современной семьи, динамика и тенденции её развития. Развод как социально-психологическая проблема современного общества.

·  Психология супружеских отношений. Типы супружеских взаимоотношений. Влияние внешних социальных и внутрисемейных стрессоров на супружеские отношения.

·  Классификация деструктивных отношений в семье. Виды и причины супружеского конфликта.

·  Детско-родительские отношения. Основные характеристики детско-родительских отношений. Стиль взаимодействия родителя с ребенком и типы семейного воспитания.

6
Самостоятельная работа

·  Теоретический анализ темы «Семья как социальный институт, малая группа, система» и её характеристики.

·  Теоретический анализ и выполнение практических задач по темам: основные функции семьи; типы семей; структура и основные параметры семейной системы.

·  Теоретический анализ темы «Жизненный цикл семьи». Понятие и стадии жизненного цикла семьи. Кризисы семейной жизни. Выполнение практических задач.

·  Прохождение теста «диагностика межличностных отношений в семье» и анализ его результатов в контексте изучаемой темы.

·  Теоретический анализ темы «Молодая семья. Основные виды брачных сценариев». Составление рекомендаций для супругов на этапе «молодая семья».

·  Теоретический анализ и выполнение практических задач по темам. Виды и причины супружеского конфликта и пути их решения. Ребенок в конфликтной семье. Семья в разводе. Неполная семья и её характеристики. Семья алкоголиков. Повторный брак.

·  Детско-родительские отношения: родительская любовь как основа воспитания. Типы родительской любви. Пословицы, поговорки о материнстве и отцовстве. Эссе на тему «Феномен любви» или на тему «Мать (отец) в моей жизни».

40
Промежуточная аттестация (зачет): тест 2